среда, 22 июня 2011 г.

Перекладываю: "Обзор профессиональных длиннофокусных зум-объективов от Никон и Кэнон."

Первоначальное расположение - на сайте компании Converse с 2002, текст дописывался в 2006. Добавлю и сейчас...

Краткая история и анализ развития длиннофокусных репортажных зумов Canon и Nikon.

...Конечно, - не только репортёрам понравились такие объективы. И художники, и портретисты почитают трёхкратные длиннофокусные зумы лучшими, им способны противостоять только специализированные (очень дорогие) дискретные объективы;
- и не только Canon с Nikon-ом выпускают объективы данного диапазона и уровня. Однако, качество говорит само за себя, а когда ему ещё и поддакивают объёмы продаж по всему миру…

Извечная гонка Canon и Nikon ведёт к качеству при сохранении разными философской основы и торгово-технической политики компаний. Началось всё ещё в до-автофокусную эру с объективов со светосилой F=4.

В 1959 году одним из первых теле-зумов Nikon-а был Auto Nikkor 85-250/4-4,5. Это был большой, высококачественный профессиональный однокольцевой зум-объектив, верой и правдой служивший многим фотографам в самых разных условиях. Позже появился его вариант: Auto Nikkor 85-250/4. Вес этих монстров - под 2 кг., габариты - соответствующие. В 1978 году на Фотокине был впервые показан прототип профессионального
Nikkor 80-200/2,8 ED. Низкодисперсные линзы в оптической схеме позволили значительно поднять светосилу; размеры и вес - уменьшились. В серию этот объектив запустили только через 4 года. В доведённом варианте его вес вернулся к 1,9 кг, а диаметр светофильтра вырос до 95 мм.


В октябре 1974 года Canon выпустил объектив
FD 85-300/4,5.
Тяжёлый (1800 г.), надёжный и длиннодиапазонный, он изготавливался для профессионалов.

Его облегчили к 1981 году, наградив за качество престижным символом L, но через год появляется
New FD 50-300/4,5 L, опять почти двухкилограммовый.

В ноябре 1985 появляется прямой предшественник современных профессиональных длиннофокусных зумов: двухкольцевой FD 80-200/4 L.
Потом - попроще и подешевле, полегче - однокольцевой New FD 80-200/4 L.

В 1988 году появился автофокусный
Nikkor AF 80-200/2,8 ED. Образец аккуратности и инженерного остроумия. Его качество превзойдено (и оптическое, и сборки, и надёжность) лишь недавно - почти через 10 лет! Как и неавтофокусные предшественники он - однокольцевой (помповый или "pull−push" - тяни-толкай). Удобная система фокусировки-зуммирования спасала медленный автофокус в оперативных ситуациях. Размер удалось ограничить приемлемыми рамками: светофильтр Ø 77 мм при весе менее 1,3 кг. На этом уровне и сегодня все держатся. Бленда встроена, а вот штативного крепления - не предусмотрено.

Фотографическая общественность среагировала мгновенно - во-первых, появилось море устройств, хомутами поддерживающих объектив и приворачивающихся к камере, а внизу - перемещаемая площадка со штативными гнёздами; во-вторых, выработался специфический Nikon-овский хват с контролем 2D-перемещаемого управляющего кольца объектива.

В сентябре 1989, в ответ, появляется первый автофокусный
Canon EF 80−200/2,8 L - до сих пор за ним знатоки, портретисты/пейзажисты гоняются! (Цифрофотограферы - не участвуют; картинка - сферична. Т.е. только для плёнки!)


В 1993 году Nikon усовершенствовал своего помпового "первенца" -
Nikkor AF 80−200/2,8 D ED.
Добавлена возможность работы с D-режимом (учётом расстояния до объекта). Единственный недостаток - отсутствие штативного крепления при достаточно большом весе - сохранился. Бленда стала привинчивающейся.


В марте 1995 Canon ответил "несимметрично" - появился первый репортажник с ультразвуковым автофокусом и с двухкольцевой схемой:
EF 70−200/2,8 L USM.
Многократно более быстрая фокусировка перетянула на себя "одеяло" спортивного и оперативного репортажа, а высокие оптические параметры - портретистов. Объектив снабжён системой внутренней фокусировки и зуммирования - геометрические размеры не изменяются вовсе, а в результате - конструкция не "сосёт" пыль снаружи.
Через 4 года был выпущен
EF 70-200/4 L USM - копия старшего "брата", но уменьшенный, облегчённый вдвое и на столько же подешевевший репортажный профессиональный объектив. По качеству изображения на F:5,6 он "большого" обгоняет...

Nikon в 1997 г. запустил в производство несколько более дешёвый, но столь же надёжный
Nikkor AF N 80−200/2,8D IF-ED. С той же оптической схемой, но - со штативным креплением.
Надёжность была достигнута за счёт большей пыле-защищённости. Ибо он стал двухкольцевым, как и конкурент и с внутренней фокусировкой подвижным передним компонентом, не выступающим за пределы корпуса. Потому использование защитного светофильтра стало абсолютно необходимо для герметизации. Однако профи, в отличие от "выросших" любителей, редко голосовали за него своими кошельками. Его "полюбили" semi-pro, ибо при его цене он доступен и может работать на классических камерах, так что производится и доступен в 2011 году.

Через два года Nikon получил доступ к технологиям ультразвуковой автофокусировки.
Не он один: Kyocera Corporation поставила USM-двигатель в уникальный Contax АХ; Sigma начала серию EX HSM. Но если Sigma упростила и удешевила двигатель, то Nikon - довёл до ума. Меньшие допуска, дорогие и совершенные электронные комплектующие, усовершенствованные алгоритмы позволили даже превзойти скорость, которой так гордились объективы Canon. Впрочем, к этому времени в Canon-овской линейке "ультразвуком" управлялось большинство объективов. И совсем не обязательно эксклюзивных! Тем важнее для Nikon-а было сделать качественный скачок: Nikon AF-S 80-200/2,8 D IF-ED потяжелел, но стал влаго-пыле-защищённым, а его оптическое качество превзошло возможности незабвенного "Однокольцевика"! Nikon получил полноценный инструмент для оперативной и спортивно-репортажной фотографии. Вот за этим объективом фотографы работающие и на плёнку, и цифрой - гоняются и будут гоняться невзирая на стоимость.

В 2001 году Canon, планово работающий над обновлением профессиональной оптической линейки, ввёл в конструкцию профессионального теле-зума оптическую стабилизацию. Новый EF 70-200/2,8 L IS USM стал на треть тяжелее и в весе, и в цене. Но обрёл влаго-пыле-защиту: в комплексе с EOS-1V или EOS-1D он может работать под проливным дождём! Этот объектив стал первым профессиональным зумом, оснащённым стабилизацией. Она расширяет диапазон приемлемых выдержек до необычайно-широких границ - светосила-то F=2,8! Как и ранее, есть режимы стабилизации и движущегося (панорамирование), и статичного объекта. Поставки (под заказ, с ожиданием 15-20 дней) уже начались.

Система оптической стабилизации, широко применяемая в видеотехнике, сильно отличается от той, что применена в современной фотоаппаратуре. Впервые стабилизация была использована Nikon-ом в компактной фотокамере Nikon Zoom 700 VR (Zoom-Touch 105 VR QD) в 1994 году. Опыт оказался негативным, ибо работа стабилизатора ощущалась только на длинном фокусе, а энергию потребляла всегда. Возможно, причина неудачи именно в применении системы стабилизации видео-типа. Разработанная Canon-ом система двумерного сдвига линзового стабилизирующего блока оказалась много более эффективна.
Подобная - и в Nikon AF 80−400/4,5−5,6 D ED VR применяется, но с иной алгоритмикой. Как и в случае с применением USM−технологий, Canon успел оснастить системой оптической стабилизации много большее количество объективов, причём не обязательно высшего, профессионального уровня (и цены).

Что станет следующим, ответным шагом со стороны Nikon-а - мы могли предположить с большой степенью вероятности:
в 2003 году
AF-S VR 70-200/2,8 G IF-ED удивил лёгкостью и компактностью корпуса из магниевого сплава, плОскостным изображением, столь необходимым цифровым камерам и скоростью. Но огорчил меньшей, чем у Canon EF 70-200/2,8 L is USM герметизационной защищённостью и отсутствием диафрагмы – G-оптика управляется теперь как Canon-овские объективы, только с камеры…

Через несколько лет Canon усовершенствовал "маленький"
70-200/4: многим импонировало высочайшее качество оптики в компактном и лёгком корпусе. Тем более, что цифровые камеры позволили эффективно работать чувствительностью матрицы и максимальное рабочее отверстие F:4 не вызывало более напряжения. В 2006-ом объектив герметизировали как профессиональную аппаратуру и снабдили наиболее совершенным оптическим стабилизатором. "Любимое дитя" - Canon EF 70-200/4 L is USM подорожало вдвое!

В начале 2009 Nikon выдал доведённый вариант своего первого 70-200 в варианте G - т.е. без управления диафрагмой с корпуса объектива, что резко ограничивает возможность работы таким объективом на классических камерах. Но качество
Nikon AF-S N VR Zoom Nikkor 70-200/2.8 G II IF-ED - оно перевешивает всё. Объектив стал "индустриальным стандартом", it's must и никак иначе... Лучше стала оптика, легче стал магниевый корпус, много совершеннее стала герметизация, ускорился SWM-автофокус (он приобрёл дополнительный интеллект), совершеннее стала стабилизация, уменьшилось только энергопотребление.

В 2010 необходимые доработки "под цифру" довели Canon до полной переработки объектива с F:2,8 - требования высокой плоскостности, лучшей герметизации и усовершенствованной системы векторной стабилизации изображения привели к созданию Canon EF 70-200/2.8L IS II USM. Наряду с "конкурентом" он сегодня - обязательный элемент системы для большинства фотографов, совсем не обязательно супер-профессиональных.

Комментариев нет:

Отправить комментарий