пятница, 21 декабря 2012 г.

Революционный Brownie

Владимир Самарин опубликовал статью в интернет-журнале RACCORD+
"Kodak Brownie — первая великая революция",
которая продолжает тему, затронутую мною ранее.
"Перкладываю" с разрешения автора:

Мы решили открыть нашу рубрику, посвящённую знаменитым произведениям мирового фотоаппаратостроения, с фотокамеры, которая произвела первую и, пожалуй, самую масштабную революцию на фотографическом рынке. И масштаб этой, ныне уже практически забытой, революции значительно превосходит даже пришествие массовых цифровых фотокамер на рубеже тысячелетий, свидетелями которого мы все стали.

До некоего момента фотография была уделом не просто избранных; для успешной фотографической практики требовалось быть в некоторой степени маньяком. Приобрести весьма недешёвую камеру с объективом было мало. Фотограф должен был быть весьма квалифицированным химиком — ведь все необходимые растворы, включающие в себя порой весьма ядрёные и едкие вещества, приходилось приготовлять самостоятельно. Да и светочувствительные материалы — фотопластинки — нередко покрывались вручную самостоятельно же смешанной эмульсией.

Чуть не все фотографии из XIX века, да и многие фотоизображения из начала ХХ века — результат труда настоящих подвижников, тративших огромные средства, силы и здоровье ради того, чтобы запечатлеть окружающий мир.
Революция, о которой я говорю, произошла в феврале 1900 года. И звали её «Кодак Брауни». Своим названием новинка от Джорджа Истмэна — тоже в известной мере подвижника, прославившегося на фотографическом рынке — была обязана знаменитому в те годы канадскому художнику-иллюстратору Палмеру Коксу, автору популярной серии комиксов «The Brownies» про шаловливых, но добрых сказочных персонажей родом из кельтской мифологии.
Один из персонажей комиксов Палмера Кокса «The Brownies» (рисунок 1894 года).

Это была простейшая обтянутая дерматином картонная коробка с объективом, затвор которой отсекал одну-единственную выдержку — около 1/25 с. Настолько простая, что реклама утверждала, что с ней справится любой школьник и школьница — отчего и было выбрано знакомое множеству детей и взрослых (персонажи Кокса появились в печати около 1880 года) название. На красочной упаковке тоже изображались весёлые герои Кокса.
Для визирования поначалу использовалась немудрёная рамка; оптический видоискатель появился в качестве опции лишь через полгода. В камеру заряжалась плёнка типа 127 (похожая на знакомую нам среднеформатную плёнку типа 120, только шириной 46 мм), позволявшая поначалу получить шесть кадров формата примерно 4х4 см.

Но простота была не единственным и даже, пожалуй, не главным достоинством новинки.

Революцию сделала её цена.

Камера стоила всего и ровно один доллар США, да ещё 15 центов стоила фотоплёнка. Да, безусловно, доллар в 1900 и 2012 году — две большие разницы, но даже в пересчёте цена оказывается весьма невысокой, даже по нынешним меркам. Если учесть более века инфляционных процессов, цена камеры сегодня составила бы не больше 30 долларов, а фотоплёнки — примерно четыре.













         
Это была первая почти всенародно доступная фотокамера. И народ оценил предложение: за первый же год было продано более 150 тысяч штук — что было невероятным рекордом тогда, но и сегодня никакой фотопроизводитель не откажется от возможности продать свой товар в таком количестве.

Именно с появлением камеры Brownie удалось воплотить на практике легендарный кодаковский лозунг «You press the button, we do the rest» — «Вы нажимаете на кнопку, мы делаем всё остальное». Не будет преувеличением сказать, что эта камера повлекла за собой и формирование современного рынка фотоуслуг — счастливые обладатели новой камеры не собирались тратить время и здоровье на обработку и печать своих фотографий; за них это делали специалисты новомодного бизнеса массовых фотоуслуг. Да, обработка стоила дополнительных денег — 40 центов (около 10 долларов на сегодня); согласитесь, не самая большая цена за отсутствие в жизни фотолабораторных хлопот.

Примерно через год появилась чуть более совершенная камера Brownie No.2 — она стоила в два раза больше, но это всё равно было «всего» два доллара. В неё заряжалась уже существовавшая в те далёкие времена фотоплёнка типа 120, и кадры на ней получались значительно большего размера — примерно 6х8 см.
Kodak Folding Brownie No. 2 (1904 год, цена 5 долларов).

Прогресс был неостановим, как человеческая страсть к запечатлению своей жизни и окружающей действительности. Появлялись новые, ещё более совершенные модели, вместо картона стал использоваться бакелит, а затем и пластмасса. Мир сотрясали страшные войны, великие и невеликие кризисы и депрессии, но камеры Brownie продолжали ударно фотографировать.
Kodak Baby Brownie (1934 год, цена 1 доллар).

Регулярный выпуск новых моделей фотокамер с этим именем закончился в середине 1960-х годов. Весной 1980 года, когда компания Eastman Kodak отмечала свой 100-летний юбилей, название Brownie получила «карманная» камера А1 (типа 110). Но окончательно — по крайней мере, на сегодняшний день — история камер Kodak Brownie завершилась лишь в 2010 году!
Последняя серийная камера Kodak Brownie — модель Fiesta R4 (март 1966 года, цена 8,95 долларов).

Бакалавр-дизайнер из Брайтонского университета (Великобритания) Джеймс Коулмэн на основе внешнего вида камеры Kodak Brownie Flash 3 (1962 год) разработал коммеморативную модель Kodak Brownie к лондонской Олимпиаде 2012 года. Последняя в истории камера Brownie стала первой цифровой моделью с этим славным именем. К сожалению, в серию она так и не пошла.
Дизайнерский проект Джеймса Коулмэна к лондонской Олимпиаде 2012 (2010).

Точное количество миллионов выпущенных за всё время камер Brownie не поддаётся учёту.

Но дата первой и величайшей революции на фотографическом рынке известна точно — благодаря хранящимся в архивах накладным: первые камеры Kodak Brownie поступили в торговлю 8 февраля 1900 года.


В материале использованы фотографии «Дома Джорджа Истмэна», Джеймса Коулмэна и другие изображения из открытых источников.

Комментариев нет:

Отправить комментарий